Творчество
Закончив обучение в Академии художеств и определившись с направлением деятельности в живописи, Иван Шишкин решил посвятить своё время изучению иностранной живописи. В тот период художник увлекается произведениями швейцарского пейзажиста А. Калама, творчество которого на тот момент было чрезвычайно популярно. Копии работ А. Калама были обязательны в учебной практике, существовал даже термин «окаламился». Ивану Шишкину А. Калам показался очень интересным пейзажистом, но впоследствии он перестал производить на Шишкина то впечатление, которое произвел в момент обучения в Академии художеств.
Произведения Ивана в те годы было отмечены особой романтикой с легким налетом подражания манере исполнения А. Калама, но с ярко выраженной индивидуальностью, о чем ему впоследствии говорил А. Мокрицкий. Но, не смотря на дань моде на романтическую манеру написания пейзажей, в работах Ивана Шишкина проступало не только возвеличивание природы, но и ее изучение.
Окончив Академию художеств в 1860 году, Шишкин совершает путешествие с профессором Боголюбовым по Восточной Европе, но, не дождавшись конца путешествия, все бросает и едет в Елабугу. Чехия очень понравилась художнику, благодаря тому, что она ему напоминала Россию своими пейзажами и буйством природы, именно здесь он делает великолепные наброски. Затем, переехав в Мюнхен, Шишкин снял мастерскую и с головой погрузился в работу. Иван творил всю зиму, но в тех работах все еще проскальзывала связь с Академией, хотя это не было минусом, а наоборот помогало накопить необходимый опыт.
Весна и лето в Швейцарии не исправили его мрачных настроений, которые у Ивана появились в результате пребывания в Германии, из-за чего работа шла из рук вон плохо и в результате он написал всего несколько этюдов. Правда была и положительная сторона – драгоценный опыт, сравнение горных пейзажей с буйством природы российских широт.
После любования красотами гор Иван Шишкин посещает Цюрих. Именно здесь он начинает работать с натурой вместе со знаменитым пейзажистом Рудольфом Колером. Именно благодаря ему Иван смог представить себе, что можно рисовать на картинах не только природу, но и тех же коров, быков, овец, одним словом – животных. Обучение заняло намного меньше времени, чем ожидалось, и Шишкин смог посетить Женеву и Базеле. Год, который он провел в Швейцарии, был для него плодотворным в плане роста и совершенствования. За время, проведенное в этой стране, Иван написал 12 этюдов и 4 картины, а также рисунки и наброски. Три картины этого цикла были выставлены в Академии художеств.
С начала лета 1864 года он посещает озеро Четырех каньйонов, славящееся своей великолепной природной красотой, а после едет в Дюссельдорф. В сентябре, со своими друзьями, Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккером, усердно работает с натурой в Тевтобургском лесу. Особенно хорошо у Ивана получается гравирование, и эти его успехи были отмечены в Академии. После творческой работы в Тевтобургском лесу снова возвращается в Дюссельдорф.
Картины Шишкина того периода начинают пользоваться успехом и стоят на одном уровне с картинами знаменитых художников. А пока Иван находился за границей, в России происходили весьма занимательные события в среде художников. Более тридцати художников отказались писать картины по запланированному сценарию, а вернее, творить под диктовку. Они отошли от стандартов и указов Академии и создали свободную Артель. Среди художников, которые образовали Артель, были и друзья Ивана Шишкина – Маяковский, Крамской, Журавель, Петров. Для Шишкина, эти действия были началом новой эры, он очень этому рад и всячески их поддерживает.
Именно это событие послужило побудительным фактором для того, чтобы у Ивана возникло сильное желание вернуться в Россию. Изначально он мечтал построить в деревушке свою собственную мастерскую, где он бы творил. Постепенно это желание окрепло, и он даже выбрал конкретное место – деревню Дубки. Но, мечтам не суждено было сбыться. Получив звание академика, Иван возвращается в Россию, где он изначально посещает Москву, а уж потом едет в свой родной городок Елабугу. Именно в родных пенатах его творчество расцветает.
Иван Шишкин решает остаться жить в Петербурге на постоянной основе. Именно такое решение стало новым витком в его творческой деятельности, ведь ему уже 33 года, и именно этот возраст в художественной среде ассоциируется с бурным и творческим развитием, когда человек уже морально созрел и упорядочился в своих стремлениях и желаниях. Так и Иван Шишкин – впереди вся жизнь, и он уже утвердился в направлении, сделал свой выбор и был готов творить.
|
У Ивана появляется свой собственный ученик, которому он посвящает все свое свободное время – Федор Васильев. Но не только непосредственный талант этого человека и его видение природы привлекало Ивана Ивановича. Ему очень нравилась сестра Васильева – Евгения Александровна. И она была к нему небезразлична, еще бы, ведь Иван был высоким, стройным и очень привлекательным мужчиной. Между ними завязалась симпатия.
Летом 1867 года возникла необходимость ехать в Париж, где проходила Всемирная выставка художественных произведений. Но у Шишкина было очень сильное желание вернуться в свой родной край, чтобы получить благословение на женитьбу. Что он собственно и сделал, вернувшись из Парижа, и уже в 1868 году Иван Шишкин женился на сестре своего ученика – Евгении Александровне Васильевой.
Летом 1867 года возникла необходимость ехать в Париж, где проходила Всемирная выставка художественных произведений. Но у Шишкина было очень сильное желание вернуться в свой родной край, чтобы получить благословение на женитьбу. Что он собственно и сделал, вернувшись из Парижа, и уже в 1868 году Иван Шишкин женился на сестре своего ученика – Евгении Александровне Васильевой.
В этот период творчества пейзажи Шишкина отличались некоторой сухостью, им не хватало жизни, но в них уже тогда ощущалось дыхание вечности и торжества гармонии. Так было и с картиной, которую он написал в 1867 году – «Рубка леса». Смотря на эту картину, создается впечатление, что все на ней замерло всего лишь на мгновение, как и само вдохновение Ивана, оно остановилось всего лишь на секунду и вот сейчас снова ринется в бой, творить свои шедевры. В этом были свои плюсы и минусы. Одному такому минусу надо отдать должное – спешка не украшала работу, но в то же время создавала иллюзию нетерпения. Именно с этой картины началась эпопея русского леса в творчестве Ивана Шишкина. Картина получилась великолепной. Но создание этого шедевра было омрачено осенним известием о смерти брата его жены, ученика Федора Васильева.
В 1874 году Ивана постигнет еще одно горе – его покинет жена, которая скончается, ненамного пережив своего брата. Но горе никогда не приходит одно и вслед за любимой женой он потеряет и своего маленького сына. Дочь, которая останется с ним, это единственное что у него осталось. Все потери очень сильно опечалят Ивана Ивановича и ухудшат здоровье. До всего этого он был довольно здоровым и счастливым человеком, но горе сделало его сердце разбитым и кровоточащим. В тот момент он был похож на дерево, которому обрубили кору, и оно медленно гибнет. Свое горе художник топил в алкоголе и ему в тот момент не было дела ни до оставшейся дочери, ни до своего творчества, вдохновение его оставило. Спасло Ивана Шишкина лишь то, что его лучший друг – Крамской вытащил его из объятий зеленого змия и вернул интерес к творчеству, к живописи.
Сотрудничество с журналом «Пчела» был новым витком в его творчестве и своеобразным подъемом после забытья. Именно в этом журнале Иван печатал выпуклые офорты. На тот момент офорты были новым веянием в искусстве.