Академические годы


 Кама близ Елабуги. 1895.
Иван очень часто наблюдал за работой иконописцев, наблюдал за тем, как они пишут образы. Больше всего Иван сдружился с И. Осокиным, который до этого обучался в одном из Строгановских училищ. Друг Ивана писал святых не по старым канонам, а по гипсовым слепкам античных скульптур. Осокин придавал святым лики античных жителей. Также он рассказывал Ивану о Московском Училище живописи, которое к этому сроку работало уже около десяти лет. В это время к Шишкину приходит желание начать самостоятельную жизнь в Москве. На большом семейном совете Иван получает разрешение покинуть родной городок. В 1852 году летом Шишкин отправляется в Москву. В это время его сопровождает муж старшей сестры, который уже однажды помог семье - выделил деньги на воcстановление дома после пожара.

Стахеев имел в Москве связи, которые могли бы помочь Ивану. Тем более один из его знакомых, Пахомов, был одним из членов совета училища живописи. Именно он и порекомендовал Ивану Шишкину побывать на выставках Айвазовского и Лагорио, которые проходили в это время в училище. Шишкин в первый раз увидел картины, которые были написаны маслом. Это были знаменитый пейзаж Айвазовского - «Девятый вал» , а также знаменитые горные виды Лагорио. Именно благодаря этой выставке Иван Шишкин определился, какой дорогой он должен идти. Для юного Шишкина это было знаменательное событие. С детства он рисовал деревья на стенах, заборах мелом и углем. Увлечение детства перешло в профессиональную деятельность - он создал знаменитые пейзажи лесов и полей.

Во времена Шишкина двери Училища были открыты для всех, кто был очарован данным искусством, принимали даже крепостных. Обучение начиналось с изучения натуры. Аполлон Мокрицкий был первым учителем Ивана Шишкина. Он рассказывал учащимся об Италии, о Брюллове и Венецианове, которые его обучали. Первую ступень к образованию души в Иване Шишкине заложил именно Мокрицкий. Иван был довольно трудолюбив и исполнял все указания учителей с высокой точностью. У него даже была тетрадь под названием «Основные заметки и практические правила живописи», которую он завел с первых дней своего пребывания в училище.

Ему удавалось заносить в тетрадь карандашные наброски, мудрые изречения, свои соображения. Именно в Училище у Ивана сложились собственные художественные взгляды. Именно этих взглядов он и будет придерживаться всю оставшуюся жизнь. Шишкин сразу для себя определили, что главное для пейзажиста, это точно и прилежно изучать натуру. «Природу должно искать во всей ее простоте», - так говорил молодой Иван Иванович Шишкин. Именно рисунок должен следовать за природой во всех ее проявлениях.

Во времена Шишкина пейзажная живопись считалась очень низким жанром, намного больше ценилась историческая. Осокин предупреждал Ивана, говорил ему серьезно подумать перед тем, как посвятить свою жизнь пейзажному искусству. Но такие советы не могли сбить Шишкина с выбранного пути, тем более, что он всерьез увлекся голландским живописцем Рейсдалем. Работать в гипсовом классе Шишкину очень не нравилась, он находил ее скучной. Ивана очень тянуло к живой природе. В это время он начинает рисовать пейзажи Москвы и Подмосковья.

Любимыми местами Ивана были Сокольники и Останкино. Поразительным было его трудолюбие. У отца не получалось с торговлей, поэтому он не мог больше присылать сыну деньги. Поэтому Иван Шишкин мог надеяться только на себя. В 1854 году был написал автопортрет, на котором Иван больше напоминает подмастерье, чем будущего художника. Со временем Иван изменился - стал более открытым, общительным с людьми. В этот период у него появилось множество приятелей, таких как В.Г.Петров, К.Е.Маковский, В.В.Пукирев и многие другие. В этот же период возобновляется общение с другом детства – Сашей Гине. 22 июня 1855 года Иваном Шишкины был получен проездной билет и деньги на жительство на три месяца в Вятской губернии от Училища. Ивану необходимо было упражняться в живописи и сохранять в памяти местность для создания новых пейзажей.

По возращению в Москву Иван пишет по эскизам, которые он создал в Елабуге. В январе 1856 года Ивану Шишкину удалось купить за три рубля железнодорожный билет до Петербурга. Заснеженный город не произвел большого впечатления на молодого художника. Деревьев в городе было мало, да к тому же и очень холодно. Иван снимал комнату за три с полтиной в месяц. Продукты приносил с рынка и давал готовить хозяйке. Денег не хватало. Для того, чтобы поступить в Академию, Ивану пришлось заплатить 9 рублей серебром. В Академии Шишкин представил свои работы и рекомендации из московского Училища, после чего его определили в группу к Сократу Воробьеву, который оказался великим поклонником живописи Италии.

Весной этого же года в Петербург приехали старые друзья Саша Гине и Маковский, которые также поступили в Академию. Москвичи составили свой особый круг. Первые занятия были пропущены Иваном из - за болезни. Осенью у Ивана должен был состояться очень важный экзамен, его результат очень важен был для Шишкина. Он для себя решил, если не получит медаль на экзамене - не быть ему художником. «Окажусь я тогда в полной вашей воле», - пишет юный художник своим родителям. На экзамене Иван показал работы, которые писал в районе Финского залива на Лисьем носу. Все учителя единогласно решили, что он лучший среди своих сверстников.

 Дубки. 1886
Преподаватели показывали работы Ивана Шишкина другим ученикам, ставили его в пример. Совет Академии принял решение о том, что необходимо Ивана Шишкина наградить серебряной медалью. Следующее лето Иван проводит под Петербургом в Дубках. Иван очень часто писал отцу, и в письмах рассказывал о колоссальных дубах, которые там росли. Также вместе с Иваном были и его друзья – Гине и Джогин, который Иван ласково называл – Джогине. В своих картинах Иван пытается выяснить сущность каждого дерева, хочет передать всю натуру деревьев. Рисовать ему дается и на цветной бумаге.

Преподаватели академии рассматривали рисунки Ивана и наперебой рассказывали друг другу о их достоинствах. «Как очень правдиво и красиво показан обломок поваленного дерева», «Как художнику удалось овладеть растительной формой», «чрезвычайно удачно передан вид типичного северного неба» и многое другое. Оценки очень радовали Ивана Шишкина. В это время он уделяет работе как можно больше времени. В зимние времена он с радостью копирует картины старинных мастеров в Эрмитаже. Также он изучает литографию и офорту. Каждое лето он и двое его друзей отправились на остров Валаам. Очень часто ездили рисовать на лодке. Мольберты друзья мастерили на месте из различных подручных материалов. Когда картина не была закончена, они прятали их в расщелинах скал.

Очень часто они оставались на ночь в лесу. Дикая природа только помогала творческому подъему Ивана. Иван очень любил деревья, тени. Иван считал, что тень это душа дерева. Шишкин изучал анатомию, физиологию и характер каждого дерева. Иван Иванович впадает в натурализм. Именно эти обвинения преследовали Ивана всю жизнь. Так или иначе, но Ивану Шишкину удалось затмить всех своих сверстников из академии. Каждый экзамен Иван Шишкин получал либо серебряную, либо золотую медаль. Каждый раз медали вручали в торжественной обстановке, а Иван забирал свои медали очень скромно, из конторы. В 1858 году некоторые из работ Ивана Шишкина были отправлены на выставку в Москву. Несколько картин неожиданно для Ивана купили по пятьдесят рублей за полотно. Такие деньги были для Ивана великими. Это были первые серьезные деньги, которые получил Иван Шишкин за свои работы.

Через два года учебы состоялся заключительный экзамен, на котором Иван представил две свои работы, написанные на острове Валаам. За работы Иван получил золотую медаль и право на три года заграничной командировки. Узнав о творчестве своего ученика, Аполлон Мокрицкий пишет письмо Ивану Шишкину, где пишет поздравления и творческие наставления. В этот же момент Иван чувствует несовершенство своих работ. Ивана угнетает тяжеловатость коры, от которой ему никак не удается избавиться. Но после окончания Академии Иван не спешит уехать за границу. Зимой он остается в Петербурге, где постоянно работает. Также он не знает, куда именно стоит отправиться, может быть в Крым или по Каспийскому морю. Но вскоре Иван передумал и отправился в Елабугу, где не был около пяти лет. Иван Шишкин настолько изменился, что родные люди с трудом смогли узнать в нем молодого Ивана.

Больше всего родных поразило полученное Иваном письмо, в котором рассказывалось, что один из художников императорской Академии искусств был командирован в Иванов городок для того, чтобы оказывать Ивану всякую помощь в устранении невежественного любопытства, а также для того, чтобы ограждать Ивана от помех со стороны любопытных. Маменька и папенька Ивана Шишкина удивлялись этому письму и приговаривали: «Просто ревизор какой-то!». Шишкин же в свою очередь путешествовал по Каме, делал свои зарисовки, вел дневник.

В дневнике можно было прочитать такие заметки, в которых рассказывалось о том, какие же замечательные были сочетания разнообразных видов деревьев. Иван Шишкин считал, что пейзажисту было бы отлично пожить в деревне Ватези среди такой природы. За это время Шишкину удалось побывать в Сарапуле, где жила его сестра – Ольга Ивановна. Позже он останавливался в Казани, именно здесь он пишет множество своих картин.

Здесь же он познакомился с художником В.И.Якоби. Вместе с Якоби они вместе решают отправиться за границу. До своего отъезда Иван получил заказ от известного коллекционера Быкова на пейзаж о итальянских мотивов. Необходимо было ехать на юг Европы. Последние десять лет Иван Шишкин очень много слышал о красотах, которые можно увидеть там. Но Иван не хотел идти по проторенной дороге, поэтому он отправился с друзьями в Германию. Берлинская Академия искусств показалась Ивану совсем отсталой и неинтересной. А вот в Дрездене Ивану Шишкину удалось побывать на выставке, где ему очень понравилась картина Гартмана «Лошади на водопаде». В Германии Иван пробыл несколько месяцев, после чего отправился в Чехию.

Подготовлено при содействии http://elstudy.ru/


0001

0007

25a



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.