Шишкин, мишки, Таганрог

                 

 Утро в сосновом лесу.Эскиз картины 1889 года.
Есть ли в России живописное полотно, популярнее этого? Бабушкин коврик, вытканный на его сюжет, подушка, зачехленная вышивкой с медведями, шоколадные конфеты все с теми же косолапыми симпатягами на обертке… Сладкие вздохи о былом и все еще не иссякнувший источник грядущих воспоминаний - ведь и канва для вышивания этой картины, и конфеты, обернутые ее репродукцией, производятся и поныне. Да и рекламщики ее не забывают. Так полюбилось народу "Утро в сосновом лесу".


С этой картиной, по крайне мере, на протяжении последних десятилетий, связано два недоразумения. Во-первых, многие, вопреки очевидному, называют ее также "Тремя медведями", хотя мишек четыре. А во-вторых, нет-нет да вспомянут где-нибудь в СМИ, что сам пейзаж-то его, классика русской живописи Ивана Шишкина. Но вот медведей другая рука рисовала. И порой преподнесут все это так, что уж и тень подозрения нависнет над Шишкиным: отчего ж тогда и почему всюду рядом с работой одно его имя?


Для нас, жителей донского края, эта история особенно примечательна. Потому что те медведи, встречавшие забавами утро в сосновом лесу, - можно сказать, наши. Нет, не на Дону подсмотрена эта сценка. Но вписал мишек в шишкинский пейзаж человек, который входит в славную когорту знаменитых таганрожцев, - Константин Савицкий.


…Рассказывают, что Савицкий, рано покинувший родной город, впервые увидел Шишкина в Артели художников.


Эта Артель была и мастерской, и столовой, и чем-то вроде клуба, где обсуждались проблемы творчества.
И вот однажды молодой Савицкий ужинал в Артели, а рядом какой-то художник богатырского телосложения все шутил, а между шутками завершал рисунок. Савицкому такой подход к делу показался несерьезным. Когда же художник принялся затирать рисунок своими грубыми пальцами, у Савицкого уж и сомнений не было, что этот странный человек сейчас весь свой труд испортит.


Но рисунок получился очень хороший. Савицкий от волнения и про ужин забыл, а богатырь подошел к нему и пророкотал дружелюбным басом, что негоже, де, плохо кушать и что только тот, у кого отменный аппетит и веселый нрав, справится с любой работой.


Так они и подружились: молодой Савицкий и известный уже, уважаемый Артелью Шишкин.
С тех пор они не раз встречались, ездили вместе на этюды. Оба были влюблены в русский лес и как-то раз заговорили о том, что хорошо бы написать масштабный холст с медведями. Савицкий будто бы сказал, что не раз рисовал медведей для сына и придумал уже, как изобразить их на большом полотне. А Шишкин будто улыбнулся лукаво:


- А что же ко мне не заходите? Штуковину я одну отмахал…


Штуковиной оказалось "Утро в сосновом лесу". Только без медведей.


Савицкий был восхищен. А Шишкин сказал, что осталось теперь над медведями поработать: место, мол, для них на полотне есть.
И тут Савицкий попросил: "Позвольте!", - и вскоре на местечке, указанном Шишкиным, разместилось медвежье семейство. Шишкин результатом остался доволен и объявил Савицкому, что отправит работу на выставку за двумя подписями. Савицкий воспротивился, но Шишкин был непреклонен. И на той выставке, в галерее Третьякова, который приобрел "Утро в сосновом лесу", холст экспонировался как их совместный труд.


Но спустя несколько лет Савицкий все-таки пришел к Третьякову с просьбой, чтобы его имя сняли и под полотном была единственная подпись - "Шишкин", поскольку автор пейзажа - он.


- А медведи? - возразил Третьяков. Но Савицкий убедил его, что и без медведей "Утро" было бы не хуже.


Так завершилось соревнование в благородстве двух художников. И под "Утром в сосновом лесу" всюду теперь только: "Шишкин".


Марина Каминская


То хвалят, то ругают…


Было время, Ивана Шишкина называли верстовым столбом в развитии русского пейзажа, - и это без тени иронии. Уважительно. В годы перестройки ударение, напротив, делали на "столб", ехидничали и насмешничали над шишкинским реализмом.


А что сейчас говорят на музейных экскурсиях о Шишкине? Как рассказывают о нем детям? В канун 175-летия художника мы задали этот вопрос ростовским искусствоведам.


Симона Езавцова, ведущая абонемента "Новое культурное пространство" (областная Детская художественная галерея):


- Чтобы ни говорили те, кто не принимает творчество этого художника, но это - такая фигура, которую из истории русской живописи не вычеркнешь.


Мне рассказывать о нем и его работах легко: я люблю Шишкина. Он очень прост и очень мудр. У Шишкина природа в ее первозданности. И какое же внимание к каждой былинке, каждой травинке!


Галина Долгушева, научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств:


- Отношение к Шишкину было переменчивым и прежде: то восторгались, то упрекали за фотографизм…


Что, пожалуй, не оспаривалось: Шишкин - блистательный рисовальщик.


Совсем молодым - сразу после учебы в Академии - Шишкин работал в Германии. Там он сразу стал чрезвычайно востребованным художником. Владелец художественного Салона, покупавший у него работы, очень огорчился его отъезду. Говорил, что только на продаже рисунков Шишкина мог бы сделать целое состояние.


Никто из художников-современников Шишкина не знал природу лучше его. Кому-то недостает в его работах дымки восторга, эффектов… Но он к ним и не стремился. Он словно растворялся весь в природе и старался запечатлеть ее так, чтобы ощущалась и влажность земли, и благоухание трав, и вся эта невыдуманная благодать и наших русских просторов, и наших скромных лесных уголков.


М.К.


Пейзажи Ивана Шишкина есть в двух донских собраниях: в Областном музее изобразительных искусств (на сегодняшний день - в фондах) и Таганрогском художественном музее (в экспозиции).


26.01.2007


Статья взята из газеты "Наше время": http://www.ourt.ru/rubrika2.php?row_id=933



0006

0006

Дюссельдорф в 1900 году



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.