Тяжелый период в жизни


В октябре 1878 года Шишкин и Крамской были откомандированы в Париж на выставку. В Париже они пробыли около месяца, ознакомились с культурой Франции. Шишкину очень нравились работы французов – Руссо, Коро. Но Иван Иванович до сих пор отвергал новую школу. Также как и представители новой школы отвергали Шишкина. В своих учениях очень часто Иван использовал фотографию. Среди молодых художников Иван Иванович выделял Ольгу Антоновну.

Ольга Антоновна Лагода была вольнослушательницей Академии. Шишкин помогал Ольге овладевать разнообразными приемами в живописи. В 1880 году именно О.А.Лагода стала женой Ивана Ивановича. К сожалению, семейное счастье было недолгим. Через год - месяц со дня рождения их дочери Ксении – жена Шишкина умерла от воспаления брюшины. Шишкин был в отчаянии, тоска и обида угнетали его.

В горе его поддерживала лишь сестра умершей жены – Виктория Антоновна. Женщина заботилась о первом ребенке Ивана – Лидии, о новорожденной Ксении, так же как и о самом Иване Ивановиче. В 1883 году Шишкину удалось представить на одиннадцатой выставке передвижников свое новое полотно – «Среди долины ровныя…». Очевидна литературная основа данного полотна. За основу названия была взята строчка из стихотворения «Одиночество», написанное поэтом Мерзляковым. Дуб – великан, изображенный на картине, показывает нам какого-то гиганта – полубога.

Может быть это портрет самого художника. Иван Шишкин ощущал большое одиночество после смерти жены, одиночество было не только душевное, но и творческое. Никто из знатоков живописи не сомневался в значительности и талантливости Ивана Ивановича. Но к искусству Ивана Шишкина относились с неким пренебрежением и высокомерием. Чаще всего его стали называть уже увядающим и засыхающим деревом. Многие считали, что нет у него уже того поэтического настроения и творческого подъема, как, например, у Федора Васильева или Куинджи. С Куинджи Шишкин очень любил общаться, это придавалоему сил к новому творческому подъему. Иван Иванович пытался развивать в себе умение изобразить свет и воздух.

Очень часто они собирались вместе и вели интересные беседы, обсуждали работы, чертили контуры задуманных картин. Вскоре Шишкин отправляется в Крым, здесь он интересуется изменчивыми состояниями природы и живой среды, а также оттенками и цветами. Здесь же Иван Иванович решает овладеть несвойственной для себя новой техникой виденья мира – пленэрной живописью. Даже названия полотен Ивана говорят о его новом подходе. Именно в эти годы появляется шутливое стихотворение, которое было напечатано в газете в Петербурге: «Иван Иваныч, это вы ли? Какого, батюшка, тумана напустили».


11a

0007

0002



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.