Развитие в России


 Шишкин за работой...1891
Иван Шишкин издает свой первый альбом из шести литографий под названием – "Этюды с натуры пером на камне". Шишкин всегда считался мастером рисунка, именно по этой причине у него всегда получалась работа над офортом. С течением времени Иван Иванович довел свою технику до совершенства. Важную роль в  жизни Петербурга в то время играла Артель, образованная художниками Академии. Иван Шишкин был в отличных отношениях со всеми членами группы, а также с главой группы – И.Крамским.

Ни один человек не имел такого большого влияния на Шишкина, как Крамской. Именно к Крамскому обращался Иван Иванович, когда хотел услышать верную оценку своих творений. Вспоминая собрания группы, Репин писал о том, что вспоминает он чаще всего Шишкина с его мозолистыми от работы руками и звонким смехом. За 1860-ми годами, которые были для Ивана Ивановича благостными, приближались печальные 1870-е, хотя вначале все было весьма благополучно.

Иван Шишкин решил стать одним из членов – учредителей Товарищества художественных передвижных выставок. Перов, Савицкий, Крамской, Мясоедов, Маяковский, Якоби, Саврасов, а также сам Шишкин, назывались художниками передвижниками. Произведения и творения данных художников стали достоянием для всех обывателей России. Шишкин разрабатывал специальные ящики, которые должны были служить ящиками для картин, а также мольбертами. Все лето 1871 года Шишкин проводит в родном городке Елабуге.

Он много рисует, пишет этюды, а также общается с отцом, которому в то время исполнилось восемьдесят. Иван Васильевич очень гордился собственным сыном, и в одной из своих книг упомянул его, как почетного горожанина Елабуги. Иван простился с родными и спешил в Петербург, где открывалась первая выставка его товарищества. На следующий год Иван работает с Крамским на даче. Крамской очень ценил Ивана Шишкина, и не раз отмечал, когда Шишкин работает, он как – будто в своей стихии. Иван очень часто очищал от веток и пыли выбранный им для зарисовки пейзаж.

Частенько устраивал себе сиденье из веток и мха, также делал мольберт из подручного материала. Иван был в лесу, как в родном доме. Шишкин считал, что жизнь леса подобна человеческой жизни, на смену старым людям приходят новые. Иван полагал, что задача его, как художника состоит в том, чтобы отыскать прекрасное в природе и перенести его на полотно. Часто Ивана Шишкина упрекали, что рисунок в его работах преобладает над живописью. Очень многие, кто начинал величать Шишкина бухгалтером листочков , ошибался. Шишкин сам себя не считал рабом натуры.

 Лесная глушь. 1872
А Шишкин видел в пейзаже ту самую математику, подсчитывал листочки. Он считал, что именно в этом высший смысл, гармонию мироздания. Крамской летом отметил, что Шишкин пишет очень хорошие картины в то время. И наконец-то понял, что же значит писать. За картину «Лесная глушь» Ивану был присвоен статус профессора Академии художеств. Осенью черед год после отъезда Ивана из гордого села, пришло письмо от Дарьи Романовны – матери Ивана. В письме мать рассказывала о смерти отца. Может быть, в память об отце, Иван пишет картину «Сосновый бор».

Иван Иванович сам был очень доволен данной картиной, очень часто повторял: "какое богатство природы". Шишкину удалось добиться точности в передаче особенностей мхов, лишайников, деревьев и папоротников. Именно этого и добивался Шишкин. Петербуржцы восхищались творениями Шишкина. Шишкин до сих пор является единственным знатоком и рисовальщиком дерева и хвойного леса. Именно за эту картину Иван Иванович Шишкин получил премию от Общества поощрения художников в сумму тысяча рублей. Но успех не мог вскружить голову Ивану Ивановичу. Лето 1873 года, которое Ивану удалось провести с друзьями – Савицким и Крамским, он провел за Тулой в селе Козловка. Солнца на небе почти не было, а Иван Иванович все писал и писал с натуры.

Иван считал, что только болезнь может оградить от писания картин. Возвращаясь после долгих летних поездок, Иван привозил с собой огромные сверки картин, этюдов, карандашных набросков. Самые разнообразные деревья, в самые разные времена года и в погодных условиях изображены на картинах Шишкина. Каждый раз Иван Иванович открывал все новые и новые тайны в жизни растительного мира. Ходила по городам такая присказка, что по картинам Ивана Шишкина можно было определить точный состав почвы, а может быть и подпочвенного слоя. Тем же летом Крамской написал портрет Ивана Ивановича Шишкина. На таком портрете художник стоит на опушке леса. Он довольно молод, высок и силен.


9_pic

38

18



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.