Неизвестный автор
У ПЕРЕДВИЖНИКОВ (1893)
[“Семья”, 1893, 11 апреля, № 21, с. 10. Без подписи.]
Лучшая картина выставки, бесспорно, — “Старый валежник” Шишкина, который смело можно поставить в один ряд с лучшими его “лесами”. Как бы мало чутки вы ни были к красотам пейзажа в природе ли или на картине, вы не можете не поддаться тому мирному, успокаивающему настроению, каким пропитан “Валежник”, с пробивающимися через густые ветви горячими летними лучами, которые золотыми веселыми пятнами ложатся по свежему зеленому мху и наполняют жизнью этот тихий уголок.
Никто, кажется, не спорит, что истинная задача пейзажной картины — создать в смотрящем на нее известное более или менее тонкое настроение, более или менее приближающееся к тому, какое в самом художнике вызвала изображенная действительность и какого непосредственно не может она дать обыкновенному смертному.
Картина Шишкина достигает этой цели в совершенстве: недаром перед ней всегда толпится несколько человек, недаром, обойдя всю выставку, опять возвращаешься к “Старому валежнику” и не хочется уходить из этого угла, где так хорошо пахнет смолою и мхом, и пробившееся сквозь зонт хвои солнце ласкается к зеленому пушистому ковру, где все навевает тихую сладкую дрему и гонит прочь всякую мысль об оставшейся там, позади опушки, суетливой сутолоке...
[“Русская мысль”, 1887, апрель, кн. 4, отд. II, с. 122—133.]
[“Отечественные записки”, 1873, т. CCVI, № 1, отд. II, с. 97—98.
Подпись: П.К.Ковалевский Павел Михайлович (1823—1907) — поэт,
писатель, художественный критик.]
[“Биржевые ведомости”, 1876, 27 марта, № 85. Подпись: П.П. Петров Петр
Николаевич (1827—1891) — историк искусств и художественный критик.]