A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Винсент Виллем Ван Гог


(30 марта 1853 г., Гроот-Зюндерт, Северный Брабант, Нидерланды - 29 июля 1890 г., Овер, регион Иль-де-Франс, Франция)

Винсент Виллем ван Гог (Автопортрет) В наше время один из самых знаменитых художников, считавших себя импрессионистами. Сын пастора. В 1869-1876 г. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. - учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-1879 г. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Виллема ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 1880-х г. ван Гог обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-1881 г.) и в Антверпене (1885-1886 г.), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Ван Гог с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-1885 г.. В 30-летнем возрасте ван Гог начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885 г., Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885 г., фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж.Ф. Милле, ван Гог соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.

В 1886-1888 г., живя в Париже, ван Гог посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887 г., фонд В. ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887 г., Музей Родена, Париж).

Переезд ван Гога в 1888 г. в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами. Находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба - 1888 г., фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888 г., частное собрание, Нью-Йорк).

Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888 г., Музей изобразит, искусств им. А.С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888 г., фонд В. ван Гога, Амстердам).

Красный виноградник (В. ван Гог, 1888 г.) Напряжённая работа ван Гога в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; ван Гог попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890 г.) и в Овере-сюр-Уаз (1890 г.), где кончает жизнь самоубийством.

Творчество двух последних лет жизни ван Гога отмечено экстатической одержимостью. Предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890 г., Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890 г., там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890 г.).

Творчество ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма XIX в., болезненно мучительные поиски духовных нравственный ценностей. Отсюда особая творческая одержимость ван Гога, его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими определяется особое место ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь были посвящены живописи. Однако его творческое наследие потрясающе - это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда он писал по одной - две картины ежедневно. Картины Ван Гога - это поразительный, полный страдания и любви диалог - с самим собой, с Богом, с миром. Ван Гог стал последним великим художником в истории человечества, героическое искусство которого сияет теперь над землей как солнце.

Читательница романа (В. ван Гог, 1888 г.)
Читательница романа.
В. ван Гог. 1888 г.

Пшеничное поле с кипарисами (1890 г.)
Пшеничное поле
с кипарисами. 1890 г.

Натюрморт с олеандром (В. ван Гог, 1888 г.)
Натюрморт с олеандром.
В. ван Гог. 1888 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.