A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Восковая техника

Голубые танцовщицы (Э. Дэга) Техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Восковая живопись с 14 в. до н.э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к 5 в. до н.э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом, энкаустика (от греческого enkaio — выжигаю): сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый раскалённой бронзовой лопаткой участок основы. Согласно Плинию Старшему, этим способом писали Зевксис и Паррасий (произведения не сохранились). Фаюмские портреты (1 в. до н.э. — 4 в. н.э.) и византийские иконы (до 12 в.) выполнялись восковой живописью, в которой энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел), менее прочными, но и менее сложными для работы.

Несмотря на широкое применение в древние времена, к 18 веку ее постепенно перестали использовать и вскоре забыли вовсе. Только по прошествии двух столетий интерес к этой технике вновь возобновился. Связано это с тем, что старинные работы, выполненные в технике восковой живописи довольно хорошо сохранились. Воск не изменяется (структурно) с течением времени, в связи с этим, работы, выполненные восковыми красками, не могут потрескаться или изменить свой первоначальный цвет, он также предохраняет красочный слой от загрязнений и различных микроорганизмов (некоторым работам, дошедшим до наших дней около 5000 лет), что интересно - обычный пчелиный воск течет под лучами солнца, но в соединении с красками он не плавится. Восковая живопись применялась даже на фасадах зданий в Египте, не смотря на довольно жаркий климат. Есть одно отрицательное свойство воска – он горюч. В связи с этим до наших дней дошло довольно мало произведений, выполненных восковыми красками.

Картина в технике энкаустикиВ процессе изучения древней техники письма восковыми красками ученые подошли довольно близко к разгадке приготовления и нанесения красочного слоя. Метод Г. Шмидта даже запатентован. На основании опытов, он выяснил, что важен не только рецепт приготовления красочных смесей, но и способ наложения красочного слоя, который затем должен подвергаться обработке огнем, отсюда и название этой техникиэнкаустика. Связующее вещество, применяемое древними мастерами, состояло из воска и бальзамов, состоявших из смолы и скипидара, в зависимости от количества скипидара в красках применялся метод холодного нанесения или с применением огня. Восковая живопись с применением огня (энкаустика) более прочна, нежели живопись, исполненная холодными красками, так как под действием огня получается лучшее прилипание красок к поверхности материала, на который они наносятся.

В отличие от масляной живописи, в которой при составлении красок придерживаются правила брать больше краски и совсем немного масла, в энкаустике поступают наоборот – количество связующего вещества преобладает значительно над количеством сухой краски. Приступая к работе, восковые краски нагревали, они становились жидкими, затем нагревали и поверхность, на которую наносился красочный слой. Живопись выполняли щетинными кистями. По окончании работы и остывании красок, для придания поверхности однообразную гладкость и блеск, ее обрабатывали огнем так, чтобы красочный слой нагрелся, но не потек. Живопись энкаустикой выполнялась на совершенно различных материалах и не требовала грунта. Так как эта техника живописи достаточно трудна, современным мастерам в настоящее время предлагаются некоторые приспособления для облегчения трудоемкого процесса – это специальная металлическая палитра с подогревом красок до нужной температуры и специальная паяльная лампа для нагрева поверхности. В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.

Спаситель
Спаситель.
Энкаустическая
икона. 6 век.

Каприччо (В. Саттлер, 2004 г.)
Каприччо. В. Саттлер. 2004 г.

Фаюмский портрет
Фаюмский
портрет.
160-170 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.