A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор


(от названия города Мейсен)

Майсенский фарфор Марка немецкого фарфора; изделия первого в Европе фарфорового завода, который был основан в 1710 в г. Мейсен. Изделия 1730-х — 1760-х г. в духе рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью.

Клеймо Мейсена — голубые перекрещенные мечи, исключительно узнаваемый и запоминающийся знак. Он наносился кобальтом на еще сырой бисквит, который затем покрывался глазурью и поступал на обжиг. Под действием температуры кобальт растекался, и клеймо получалось размазанным.

История создания фарфора Мейсен.

Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682—1719) в содружестве с ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнгаузом (1651—1708). Графу фон Чирнгауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Беттгера — его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Беттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Беттгеру открыть мастерскую по производству твердого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г., им был открыт его состав. Твердый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат.

Одно из первых изображений фарфора Мейсен запечатлено на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710—1719 г.) — строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. В 1720—1735 г. («живописный» период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И.Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние китайского фарфора.

Майсенский фарфор в РоссииНаибольшие достижения в искусстве создания майсенского фарфора связаны с творчеством модельеров-скульпторов И. Ф. Эберлейна, И. Г. Кирхнера, И. И. Кендлера. Они создали  в 1735-1763 гг. уникальные произведения в стиле рококо: роскошные сервизы, изящные вазы, утончённые письменные и туалетные приборы и табакерки, а также прекрасные скульптуры: фигуры животных, героев «комедии дель арте», пасторали, галантные и жанровые сценки, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи.

После Семилетней войны 1756-1763 годов мейсенский фарфор стал вытесняться севрским. И хотя в конце 18 века в Мейсене выпускались прекрасные изделия в стиле неоклассицизма, период безусловного лидерства в Европе мейсенского фарфора остался позади. Коллекционирование антикварного мейсенского фарфора весьма престижно, изделия из него стоят весьма дорого.

Мейсенский фарфор в России.

Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Мейсен включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Мейсен находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург). По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Мейсен. В конце XVIII века на мануфактуре Мейсен были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

Мейсенский фарфор сегодня.

Человек на козле (статуэтка, майсенский фарфор)Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Мейсена тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. По информации Мейсена, при создании мейсенского фарфора используются около 10-и тысяч оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Мейсена производится около 175000 типов фарфоровых предметов. В собрании Мейсена хранится 200 тысяч моделей майсенского фарфора разных периодов.

Скрещенные синие мечи — эмблема саксонского фарфора Мейсен с почти трехсотлетней историей — это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.


Коллекция Баха из мейсенского фарфора
Коллекция Баха из
мейсенского фарфора.

Эмблема мейсенского фарфора
Эмблема
Мейсенского
фарфора.

Тарелка с портретом Петра I (Мейсен, 1910 г.)
Тарелка с портретом
императора Петра I, Мейсенская
фарфоровая мануфактура,
1910 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.