A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Назарейцы


(по-немецки Nazarener, от названия города Nazareth в Галилее, где прошли детство и юность Христа)

Мадонна с младенцем (Лукас Кранах) Прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, входивших в "Союз Святого Луки". Союз был образован в 1809 г. в Вене по образцу средневековых гильдий, находившихся под покровительством этого святого, по преданию, исполнившего с натуры первое изображение Богоматери.

Будучи учениками Венской академии художеств, назарейцы организовали первое в художественной жизни 19 в. выступление против академических программ и принципов, темой картин выбирая не мифологические, как в академии, а исторические или религиозные сюжеты.

Разочаровавшись в принципах классицизма, интернационального по духу, а потому, по их мнению, неспособного решать проблемы возрождения искусства, назарейцы обратились к наследию средних веков и раннего Возрождения. В средневековье им виделось воплощение идеалов духовности, братства, единства, средним векам приписывали утраченные религиозность и мораль, а "Союз Св. Луки" боролся прежде всего с "безнравственностью" живописи нового времени. В творчестве назарейцев отражались религиозно-патриархальные идеи и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 14-15 в. (Перуджино, ранний Рафаэль, Дюрер, Гольбейн, Кранах).

Картины назарейцев Иоганна Фридриха Овербека (1789-1869 г.) и Петера фон Корнелиуса (1783-1867 г.) имели прямые параллели в искусстве прошлого: «Торжество религии в искусстве» Овербека (1840 г.) подражает Афинской школе Рафаэля, «Всадники Апокалипсиса» Корнелиуса (1843 г.) - одноименной гравюре Дюрера. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам, высокие идеалы художники пытались воплотить с помощью техники фрески.

Постепенно определялся стиль, общий для назарейцев: строгая композиция, подчеркнутый контур, яркие краски, хотя в целом стилистика их живописи мало отличалась от традиционной академической. Поэтому многие из бывших назарейцев к середине 19 в. заняли ведущие должности в академиях художеств, их искусство становилось все более консервативным, "академическим" в традиционном понимании этого слова (В. Каульбах, К. Пилотти и другие), однако их творчество сильно повлияло на историческую живопись 19 в.

Альбрехт Дюрер (автопортрет)История их "Союза Святого Луки" началась со встречи двух учеников Венской академии художеств — Овербека и Франца Пфорра (1788-1812 г.), учившихся у профессора Фюгера. Их не удовлетворяла академия, в них жил дух романтизма, они восхищались работами Дюрера и итальянских художников эпохи проторенессанса, находившихся в императорском собрании картин в Бельведере. Знакомство с живописью итальянских примитивов (художников 13-14 в.) изменило манеру письма, технику рисунка и тематику их работ. Вместо сюжетов на мифологические темы Пфорр начал отдавать предпочтение историческим сюжетам, а Овербек - религиозным.

Летом 1808 г. к Овербеку и Пфорру присоединились четыре других студента Венской академии: швейцарцы Людвиг Фогель (1788-1897 г.) и Иоган Конрад Готтингер, австриец Йозеф Зюттер и Йозеф Винтергерст (1783-1867 г.) из Швабии. Шесть будущих художников вместе работали над натурой, обсуждали картины, исполненные в новой манере письма, а 10 июля 1809 г., в годовщину своей первой встречи, поклялись хранить верность истине, возрождать пришедшее в упадок искусство и бороться против академической манеры письма. Своему союзу они дали имя евангелиста Луки, патрона средневековых живописцев, а Овербек нарисовал эмблему, которая с тех пор помещалась на обороте их холстов: св. Лука под аркой, в центре которой буква "W" - "Wahrheit" - истина.

Окончательное формирование группы назарейцев произошло в 1810 г, после того как Овербек был исключен из Венской академии "за неспособность" (на деле, за нежелание следовать царившему в академии классическому направлению). После этого Овербек, Пфорр, Зуттер, Готтингер и Фогель поселились в Риме (в то время занятом наполеоновскими войсками), где к ним примкнули другие немецкие художники - Шефер, братья Фейты, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Петер фон Корнелиус, сын известного берлинского скульптора Вильгельм фон Шадов (1788-1862 г.), а также итальянец Джованни Коломбо и другие.

В 1813 г. все члены союза, протестанты, перешли в католицизм.

Члены "Союза Святого Луки" стремились к возрождению истинно христианского искусства. Из религиозных соображений они отказались от изучения строения человеческого тела по трупам и не работали с обнаженной женской натурой. Рисовали и занимались живописью они только в кельях, считая, что художник должен не слепо копировать натуру, а изображать собственные чувства. Группа подражала жизни художественных артелей и религиозных братств средневековья. Это выражалось и во внешнем облике членов.

В 1812 г. в Альбано близ Рима умер Пфорр, пользовавшийся огромным влиянием на своих друзей. После его смерти художники больше не возвращались в Сан-Исидоро.

В истории искусства творчество и особенно идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на английских прерафаэлитов (братство основано в 1848 г.), а в России - на раннее творчества А.А. Иванова. Впечатление от картины Овербека Въезд Христа в Иерусалим (1824 г.), возможно, отразилось в его картине Явление Христа народу.

Обручение Марии (Рафаэль)
Обручение Марии.
Рафаэль.
1504 г. Милан.
Галерея Брера.

Передача ключей св. Петру (Перуджино)
Передача ключей св. Петру. Перуджино.
1481 г. Ватикан. Сикстинская капелла.

Аполлон и Марсий (Перуджино)
Аполлон и Марсий.
Перуджино.
Варварская галерея.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.