A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Каролингское возрождение, Каролингский ренессанс


(от названия династии Каролингов)

Четыре Евангелиста (книжная миниатюра) Культурный и интеллектуальный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 в. в основном на территории Франции и Германии. Выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт каролингских минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а так же его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Оно было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры и образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.).

Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т.н. "Академия", которой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени римского поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий ("Давид"), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт ("Гомер") и др.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

В области юриспруденции в 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Надвратная капелла монастыря в Лорше (Германия, ок. 774 г.)Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся историческим произведением Каролингского возрождения является «История лангобардов» Павла Диакона. Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские). В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что в недалёком будущем послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.

В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций с дворцом и капеллой; укреплениях бурги; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом).

Ковчег Завета (мозаика в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре)Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805 г.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822 г.), 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885 г.), надвратная постройка в Лорше (около 774 г.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806 г.) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800 г., и Осера, 841—858 г.).

Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783 г., Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835 г., Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

Деталь двери дворцовой капеллы
Деталь правой двери
дворцовой капеллы
в Ахене. Бронза. 9 век.

Христос (Евангелие Одескальска, 781-783 г.)
Христос. Евангелие
Одескальска.
781-783 г.

Пример каролингского минускула
Пример каролингского
минускула.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.