A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Liberalis solertiae (Свободные искусства)

Бюст “Марциана Капелла“ СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА – классическое название родов художественной деятель-ности, которые в античности противопоставляли «механическим», низшим, или сервильным (от лат. servus - «раб, невольник»), видам деятельности, связанным с физическим трудом (эти работы выполняли рабы).

«Свободные» искусства (лат. arsis) являлись предметом деятельности свободных, образованных людей. «Механические искусства» (лат. mechanicae artes) считали низшими, поскольку они основаны на «прелюбодеянии» (лат. adulterina) — «подделывании, обмане», подражании природе. Согласно теории Платона (427-347 гг. до н. э.), подражание (греч. mimesis) — «только механика», а не философия (познание, осмысление) природы.

На ранних этапах формирования античного искусства подобного разделения не существовало, все «искусства» (греч. techne) были и «техническими», и «свободными». В поздней греческой и в римской античности сформировали обязательный для воспитания и обучения тривиум (лат. trivium — «тройственность») — цикл из трех «искусств»: грамматики, диалектики, риторики — и квадривиум (лат. quadrivium — «состоящий из четырех»): геометрия, арифметика, астрономия и музыка.

Понятие «семи свободных искусств» впервые сформулировал греческий врач Гален (Galenos; 129—199), практиковавший в Пергаме и Риме. В «Семь свободных искусств» из привычных нам художественных родов деятельности входила только музыка, поскольку она связана с арифметикой. Архитектура, скульптура и живопись в античности не имели четкого размежевания да к тому же были связаны с презираемым образованными греками и римлянами физическим трудом. Картина “Свободные искусства“

Обоснование термина «свободные» сводилось к следующему: грамматика учит человека выражать мысли совершенным языком, риторика — скрывать мысли под покровом неопределенного, логика развивает интеллектуальные способности. Арифметика открывает доступ к пониманию гармонии Вселенной.

Геометрия раскрывает красоту мира, музыка напоминает о гармонии небесных сфер. Астрономия учит пониманию свойств пространства и времени, соотношению акта Творения и возможностей человека. Владея этими искусствами, человек может справиться со всеми трудностями жизни.

В сочинении римского грамматика и ритора Марциана Капеллы (V в.) «Свадьба Филологии и Меркурия» (лат. «De nuptiis Philologiae et Mercurii») семь свободных искусств представлены в образе прислужниц, которых бог мудрости и знаний Меркурий (у греков — Гермес) дарит своей невесте Филологии. «Невест Меркурия» изображали в средневековой скульптуре, витражах и росписях храмов в виде женских аллегорических фигур с соответствующими атрибутами. Причем, согласно христианской иконографии, они отождествлялись с добродетелями.


Картина “Семь свободных искусств“
Картина “Семь
свободных искусств“.

Портрет “Платона“
Портрет “Платона“.

Портрет Клавдия“ Галена“, древнего врача
Портрет
“Клавдия Галена“
древнего врача.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.