A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сейченто


(от итал. seicento, то есть — шестьсот)

Палаццо Барберини в Риме (Л. Бернини) 

Обозначение 17 века в итальянском языке. В искусствоведении используется для условного обозначения итальянской художественной культуры семнадцатого века. В изобразительном искусстве, как и в архитектуре Италии, в XVII веке стиль барокко получает господствующее значение. Он возникает как реакция против «маньеризма», надуманным и сложным формам которого противопоставляет прежде всего большую простоту образов, почерпнутую как из творений мастеров Высокого Возрождения, так и обусловленную самостоятельным изучением натуры.

Барочное искусство Италии обслуживает главным образом господствующую и утвердившуюся после Тридентского собора католическую церковь, княжеские дворы и многочисленное дворянство. Задачи, ставящиеся перед художниками, имели столько же идейный, сколько декоративный характер. Декорирование церквей, равно как дворцов знати, монументальные росписи куполов, плафонов, стен в технике фрески получают небывалое развитие.

Чрезвычайно распространенными являются по-прежнему большие алтарные картины. В них наряду с торжественно-величавыми образами Христа и Мадонны особенно распространены изображения, которые оказывали наиболее сильное воздействие на зрителя. Это сцены казней и мучений святых, равно как состояния их экстаза. Светская станковая живопись наиболее охотно бралась за темы из Библии, мифологии и античности. Как самостоятельные ее виды получают развитие пейзаж, батальный жанр, натюрморт. На грани XVI и XVII веков возникают как реакция против маньеризма два направления, из которых развивается вся последующая живопись Италии: болонский академизм и караваджизм.

Лютнист (Караваджо, 1595 г.)Болонский академизм — направление, возникшее в итальянской живописи в конце XVI в. и занявшее в XVII столетии значительное место. Отношение к представителям этого направления поразительно менялось с течением времени. В XVII в. академисты считались выдающимися мастерами, некоторых из них сравнивали с Рафаэлем или Леонардо да Винчи. Однако, спустя столетие, их прочно забыли, а в XIX в. на них обрушился шквал критики. Академистов обвиняли в подражании художникам Возрождения, причём критика единодушно утверждала, что они подражали не сильным, а слабым сторонам великой живописи прошлого.

«Академия вступивших на правильный путь» — так называлась небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в 1585 г. тремя художниками: Лодовико Карраччи (1555—1619 г.) и его двумя двоюродными братьями — Агостино (1557—1602 г.) и Аннибале (1560—1609 г.). Поступавшие в неё молодые художники должны были проходить курс обучения по специальной программе, в которую, помимо занятий живописью и рисунком, входили теоретические курсы по истории, мифологии и анатомии. Братья Карраччи хотели воспитать таких мастеров которые бы имели истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению, пришедшее в упадок. В «Академии вступивших на правильный путь» были разработаны принципы обучения художников, которые легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.

Кузница Вулкана (Д. Веласкес, 1630 г.)Караваджизм — это направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции Караваджизма сохраняли свое значение до конца XVII в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж.Б. Караччоло и других. Караваджизму свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приемам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII в. (П.П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).

Высокое барокко — третье десятилетие XVII века открывает новый этап барочного искусства, охватываемый понятием «высокое, или зрелое, барокко». Его существеннейшими особенностями представляются усиление динамизма и экспрессивности форм, живописность их передачи и чрезвычайное усиление декоративности. В живописи к отмеченным чертам присоединяется интенсивная красочность. Центральной фигурой искусства высокого барокко является гениальный архитектор и скульптор Лоренцо Бернини (1599—1680 г.). Скульптура мастера представляет неповторимое соединение всех характернейших черт стиля барокко. В ней органически слилась предельная острота реалистического изображения с безмерной широтой декоративного видения. К этому присоединяется непревзойденное владение техникой обработки мрамора, бронзы, терракоты.

Позднее барокко — с шестидесятых годов XVII века открывается последняя, наиболее длительная фаза развития барочного искусства Италии, так называемое «позднее барокко». Оно характеризуется меньшей строгостью построения композиций, большей легкостью фигур, особенно заметной в женских образах, нарастающими тонкостями колорита и, наконец, дальнейшим усилением декоративности.

Лютнистка (О. Джентилески)
Лютниска.
О. Джентилески.

Венера и Адонис (П.П. Рубенс)
Венера и Адонис. П.П. Рубенс.

Св. Цецилия и Ангел (К. Сарачени)
Св. Цецилия и Ангел.
К. Сарачени.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.