Островная миниатюра
Школа английской и ирландской живописной миниатюры. По сравнению с искусством франков и лангобардов, памятники островной группы - Ирландии и Англии имеют принципиальные отличия. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в области миниатюры. Его характерными особенностями являются крайняя абстрактность и линеарно-плоскостная трактовка форм, распространяющиеся на изображение человека.
Родиной этой миниатюры считается Ирландия, рано принявшая христианство и игравшая крупную роль в распространении его в Западной и Центральной Европе. Основанные ирландскими миссионерами монастыри, сеть которых простиралась вплоть до Италии, являлись важными рассадниками данного стиля, окончательно сложившегося, по-видимому, около 700 года в Западной Англии, в Нортумбрии.
Главнейшими памятниками рассматриваемой школы миниатюры, традиционно обозначаемой как «ирландская», являются несколько Евангелий: так называемая «Книга из Дурроу», «Келлская книга», «Евангелие из Эхтернаха», относящиеся к 8 веку. Непременной принадлежностью подобных рукописей является крупный инициал начальной страницы, занимающий в высоту не менее ее половины.
В своем строении эти инициалы отличаются простыми и крупными геометрическими формами, в пределах резких очертаний которых все плоскости заполняются сложнейшим и тончайшим орнаментом. Орнаментация, использующая и сливающая мотивы самого разнообразного происхождения - искусства древних кельтов, англосаксов, коптов христианского Египта, народов Передней Азии, представляется исключительно богатой и разнообразной.
В качестве наиболее часто встречающихся мотивов можно назвать спирали, даваемые чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и, в особенности, характерный для этого стиля зверино-ленточный орнамент.
Ленты, наделенные на концах змеиными или звериными головами, сплетаются в этих рисунках в сложные композиции. Часто использовались также точки, бегущие вдоль очертания букв и изображений. Особенно широко были распространены символические изображения евангелистов. Миниатюры с другими сюжетами встречаются как исключение.
При создании образов человека от реальной человеческой фигуры сохранялись лишь основные элементы, без которых изображение вообще было бы непонятным. Ангел в «Книге из Дурроу» уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в повороте и ноги, показанные в профиль, в то время как руки отсутствуют.
В «Эхтернахском Евангелии» тот же символ вырисовывается из трех пар волютообразных элементов, напоминающих турецкие бобы и, если бы не голова над ними и тонкие кисти рук, в них невозможно было бы признать очертания человеческой фигуры.
Что касается технической стороны миниатюр, то они выполнены пером, с редким каллиграфическим мастерством, без какой бы то ни было моделировки и плоско раскрашены акварелью. Золото и серебро не применяются в них вовсе. Из красок чаще встречаются зеленая, кирпично-красная и желтая, иногда к ним присоединяется лиловая и в редких случаях голубая. Подобным образом украшались не только рукописи, но и произведения прикладного искусства, а также крайне характерные для Ирландии и Англии большие каменные придорожные кресты (Бьюкестль, Рутвель и др.).
Евангелие из Линдисфарна. VII—VIII в. Британская библиотека. Лондон.
|
Фрагмент Келлской книги.
|
Лист Евангелия из Эхтернаха. Национальная библиотека. Париж.
|