A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Агафарх (Агатарх)


(460-420 г. до н.э.)

Театр Диониса в Афинах в римское время Древнегреческий художник, сын Эвдема из Самоса, жил в Афинах. Автор декораций к трагедиям Эсхила. Первый начал разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи. Живописец, а может быть, и механик, современник Эсхила, который пользовался его искусством при устройстве театральной сцены, вероятно, также современник Перикла, Алкивиада и Зевксиса. Сделал первые опыты рисования театральных декораций и, говорят, написал даже об этом предмете сочинение. Традиция приписывает ему авторство трактата об искусстве декораций (не сохранился).

Как соощает Витрувий, Агатарх писал декорации для эсхиловских постановок. Это «писание декораций» обозначалось словом скенография (сценопись). Агатарх оставил современникам специальное сочинение на эту тему, но оно не сохранилось. По мнению позднейших исследователей, под скенографией Агатарха стоит понимать линейную перспективу, перспективный рисунок. Таким образом, Агатарху приписывают изобретение перспективы и введение её в практику живописных работ.

Витрувий писал: «Впервые в Афинах, в то время, когда Эсхил ставил трагедию, Агатарх устроил сцену и оставил её описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали по тому же вопросу, каким образом по установлению в определенном месте центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи создавали на театральной декорации вид зданий, и чтобы то, что изображено на прямых и влоских фасадах, казалось бы одно уходящим, другое выдающимся»

Этим фрагментом сведения об Агатархе (Agatharchus) как об изобретателе перспективы в античных текстах исчерпываются (хотя о художественной деятельности этого мастера упоминаний достаточно). Свидетельства Демокрита и Анаксагора, о которых упоминает Витрувий, не сохранились.

Г.Г. Павлуцкий в лекции скептически замечает: «Каковы были успехи Агатарха в деле уяснения законов перспективы, сказать трудно...если даже кистью Агатарха руководило правильное художественное чувство, его картины в смысле новейших требований перспективы, наверно, оставляли желать еще очень многого. Но, принимая в соображение скудные перспективные понятия у современников Агатарха и полное отсутствие перспективы в памятниках искусства восточных народов и древнейших греков, мы должны признать успехи Агатарха, каковы бы они ни были, весьма важными. Что эти успехи были действительно значительны, можно судить на основании самих драм, где действующие лица делают указания на отдаленные предметы. Следовательно, даль и передний план в декорациях разграничивались определенно, а это была самая верная дорога к правильной живописной перспективе. Весьма возможно, что Агатарх своим художественным инстинктом угадывал в деле перспективы гораздо большее, нежели Евклид и Анаксагор могли постичь при посредстве математических вычислений».

Сцена из трагедии Эсхила (Клитемнестра убивает Кассандру)
Сцена из трагедии Эсхила
(Клитемнестра убивает
Кассандру).

Эсхил
Эсхил.

Иллюстрация к трагедии Эсхила Орестея
Иллюстрация к трагедии
Эсхила Орестея.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.