A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Самарский художественный музей

Самарский художественный музей Один из крупнейших музеев Поволжья. Коллекция музея основана в 1897 году как художественный отдел при Публичном музее благодаря инициативе местных художников во главе с К.П. Головкиным. Основой коллекции стали полотна самарских художников рубежа XIX—XX веков, а также работы мастеров русского искусства начала века. Вопрос о наличии собственного здания для художественной коллекции являлся самым наболевшим с первых дней формирования отдела. Количество живописных произведений в 1911 году составило уже 117 единиц.

В 1916 году в Самаре возникло Археологическое общество, которое обратило пристальное внимание на деятельность Самарского Публичного музея. Для руководства музеем из членов Археологического общества и Ученой Архивной комиссии был создан Комитет, в который вошли преподаватели Самарского университета — историки и краеведы. Им удалось наладить работу музея, пришедшего в запустение после революции.

В 1918 году по рекомендации В.В. Гундобина в художественный отдел музея было привезено собрание русской живописи XIX — начала XX века, принадлежавшее купцу П.И. Шихобалову, переданное им музею. Это полотна И.Е. Репина «Король Альберт» и «Композитор Рубинштейн», В.Е. Маковского «Две матери» и «К венцу», К.Е. Маковского «Модели в ожидании художника», В.Д. Поленова, К.Я. Крыжицкого, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции. Очевидно, в это же время П.И. Каменновым на хранение в музей было сдано 61 произведение русской и западноевропейской живописи, керамики и графики: среди них копии с Рембрандта и Снайдерса, подлинные произведения К.Е. Маковского «Бретонки» и «Итальянский мальчик», акварели Федорова-Керченского, гобелены, вазы.

Осень. Октябрь. (И. Левитан, 1891 г.) В 1924 году библиотека, находившаяся в одном здании с губернским музеем, была переведена в другое здание. В двухэтажном здании музея художественный отдел получил верхний этаж. Газета «Коммуна» по этому поводу писала, что в рамках художественного отдела в отдельную группу будут выделены самарские художники, а также составлена систематическая коллекция по истории развития пейзажа. На имеющейся площади куйбышевского краевого музея треть занимал художественный отдел, который с 1936 года находился в ведении Комитета по делам Искусств, но даже эта площадь давала возможность экспонировать только 7 % коллекции.

Середина 1930-х годов отмечена большой потерей — собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Госхран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 1930-х годов) осталось всего 85.

Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная уже после войны в августе 1953 года комиссия, возглавленная Н.Н. Головановым, рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 — произведения русского авангарда. К счастью, после смерти Сталина ситуация в стране изменилась, и сотрудникам музея удалось сохранить эти работы.

Огромную роль в формировании коллекции музея, особенно на рубеже XX–XXI веков, сыграла А.Я. Басс (с 1958 по 2005 год — директор музея). В 1954 году А.Я. Басс занялась восполнением явных пробелов в коллекции: требовалось расширить отделы русского искусства XVIII и первой половины XIX века. Восточная коллекция, начало которой было положено произведениями из собрания фон Вакано, значительно расширилась в последующие годы. Большое значение музей придавал сбору произведений самарских художников: покупаются и поступают в дар от родственников полотна К.П. Головкина, разыскиваются картины Ф.Е. Бурова, В.А. Михайлова, К.Н. Воронова, К.П. Подбельского и других мастеров.

Десант Н.Н. Раевского у Субаши (И.К. Айвазовский, 1839 г.) В 1989 году часть коллекций художественного музея переезжает в новое здание, оставив в здании театра оперы и балета (бывший Дворец культуры) коллекцию искусства ХХ века, создав из нее самостоятельный отдел. Получение нового помещения дало возможность постоянно экспонировать около двух тысяч произведений. В настоящее время экспозиция музея знакомит зрителей почти со всеми разделами коллекции: постоянно экспонируются русская и зарубежная живопись и графика XVI—XX веков, керамика России и Западной Европы, искусство стран Востока, а также раздел «Культура старой Самары».

В 1995—1996 годах было приобретено с выставок несколько живописных и графических произведений художников, живущих за рубежом — Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Юрия Иванова. В 1997 году начала формироваться коллекция «Музея-квартиры художников Васильевых». Художником, историком моды А.А. Васильевым музею были подарены работы его отца, театрального художника, родившегося в Самаре, Александра Павловича Васильева, а также собственные театральные эскизы (всего 1620 экспонатов).

В 2003—2006 годах значительным поступлением стало переданное в дар музею творческое наследие самарского художника Валентина Захаровича Пурыгина, куда вошло около 2000 работ – картины, рисунки, наброски. В 2003 году был образован сектор «Музей-мастерская В.З. Пурыгина». Обе коллекции базировались в отделе современного искусства на пл. Куйбышева, 1 в здании Самарского театра оперы и балета. С началом реставрационных работ в здании театра отдел современного искусства был закрыт. Мастерскую В.З. Пурыгина предполагается разместить в особняке Шихобаловых (знаменитый в Самаре «Дом с атлантами»), который в середине 1990-х годов был передан художественному музею и сейчас находится на реставрации.

Сегодня музей имеет богатейшее собрание русского искусства XVIII—XIX веков, коллекцию русской живописи и графики конца XIX — начала XX веков. Особенно ценна коллекция русского авангарда начала XX века. Музейное собрание включает в себя и отечественное искусство 1920-х — 1970-х годов.

По следу (И.Е. Репин, 1881 г.)
По следу.
И.Е. Репин. 1881 г.

Зеленое кружево (И.Е. Комиссаров, 1972 г.)
Зеленое кружево.
И.Е. Комиссаров. 1972 г.

Жизнь в большой гостинице (К.С. Малевич)
Жизнь в большой
гостинице.
К.С. Малевич.
1913—1914 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.