A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Каратыгин Петр Андреевич


(11 июля 1805 г. - 6 октября 1879 г.)

Петр Андреевич Каратыгин Русский драматург, актёр, педагог. Родился в Петербурге. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича Каратыгиных. Окончив Петербургское театральное училище в 1821 г., где учился сначала в классе балетмейстера Дидло, затем в драматическом отделении, Каратыгин в течение всей жизни играл на сцене Александрийского театра. Исполнял преимущественно комедийные и водевильные роли: Загорецкий "Горе от ума", Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собственных водевилях — Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик"), Клейстер ("Булочная") и многих других. Как актёр, по отзыву Белинского, Каратыгин имел "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"

В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей (написал 73 пьесы, в т.ч. 46 водевилей; первый — "Знакомые незнакомцы", 1830 г.). Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь" (1834 г.), "Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру" (1838 г.), "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони" (1838 г.), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841 г.), "Булочная, или Петербургский немец" (1843 г.), "Вицмундир" (1845 г.) и др. Большинство водевилей Каратыгина — переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей.

Известность Каратыгина, как водевилиста, не уступала известности Ф.А. Кони и Д.Т. Ленского. Он брал "сюжеты", как и они, в французских водевилях, но, тщательнее обрабатывая их, вносил в них черты русского, вернее - петербургского быта. Публика с удовольствием смотрела его переделки, уснащенные каламбурами, остротами, намеками на современную жизнь и на отдельных лиц. Многие его куплеты, стишки, эпиграммы повторялись петербуржцами, а отдельные выражения входили в пословицы.

Записки КаратыгинаПьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Их героями являются преимущественно мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петербургской стороне..." Каратыгин изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён в очень популярном водевиле Каратыгина "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос, или Что за честь, коли нечего есть" (1833 г.). Беспринципных критиков Каратыгин вывел в "Знакомых незнакомцах".

В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830 г.) Каратыгин говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы Каратыгина не поднимаются до обличения политики самодержавия. Ограниченность взглядов Каратыгина особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа" (1847 г.), который в сущности был направлен против реализма в русской литретатуре. Драматургическую деятельность Каратыгин продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Козёл отпущения" написал в 1878 г.). Каратыгин вёл педагогическую работу в Петербургском театральном училище (1832—1838 г.). Время заведования Каратыгиным Петербургским театральным училищем было наиболее блистательной эпохою этого учреждения. Каратыгин угадал в юном Мартынове-декораторе будущий талант и перевел его в драматический класс. Подготовленные им к сцене Максимов, Марковецкий, Громова и многие другие долго прославляли своей деятельностью русский театр.

С конца 1850-х годов Каратыгин, как актер, стушевывается; его симпатии были на стороне традиций классического вкуса, и он недолюбливал бытовой репертуар, отдавая предпочтение Мольеру, Бомарше, Шеридану, Гольдони. С 1872 по 1879 г. Каратыгин помещал в "Русской старине" интересные и важные для истории театра "Воспоминания" о той поре, в которой жил и действовал. После его смерти они пополнены его сыном Петром и изданы под заглавием "Записки П.А. Каратыгина" (СПб., 1880 г.); ими пользовался А.И. Вольф для своей "Хроники петербургских театров". Свои пьесы он предоставлял антрепренерам даром, отказавшись вступить в общество драматических писателей.

В.А. Каратыгин (брат Петра Андреевича)
В.А. Каратыгин.
Брат Петра
Андреевича.

Петербургское театральное училище
Петербургское
театральное
училище.

П.А. Каратыгин
П.А. Каратыгин.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.