A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Чинквеченто


(от итальянского cinquecento — буквально пятьсот)

Мадонна Бенуа (Леонардо да Винчи) Итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса.

Первая треть XVI в. — период Высокого Ренессанса.

Искусство чинквеченто, увенчавшее ренессансную культуру, было уже не местным, а всемирным явлением. Никогда художники не пользовались такой всесветной популярностью, как художники Италии XVI в.

И они ее действительно заслуживали. Хотя по времени культура кватроченто и чинквеченто непосредственно соприкасались, между ними было отчетливое различие. Кватроченто — это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто — синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность раннего Ренессанса.

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Они были во всем несходны между собой, хотя их судьбы имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков.

Их пути часто пересекались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения — Интеллект, Гармонию, Мощь.

Обручение Марии (Рафаэль Санти)Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519 г.), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478 г.), недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Св. Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

«Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) Леонардо да Винчи — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи: Мария, Иоанн, Христос и ангел — приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря» исполненная в 1495—1497 г. для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

Из произведений последнего двадцатилетия жизни Леонардо, пожалуй, самое известное — "Мона Лиза", также известная как "Джоконда" (Париж, Лувр).

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520 г.). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — "Мадонну Конестабиле" (около 1500 г., СПб, Эрмитаж).

Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется в композиции "Обручение Марии" (1504 г., Милан, галерея Брера).

Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Санцы дела Сеньятура, где размещены композиции "Диспута", "Афинская школа", "Парнас", "Мудрость, Умеренность и Сила".

Сельский концерт (Джорджоне)Важное место в его искусстве занимает образ Мадонны и самым знаменитым его произведением стала "Сикстинская мадонна" (1515—1519 г., Дрезден, Картинная галерея).

Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564 г.) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512 г.). Общая площадь фрески 600 м2.

Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы.

На период Высокого пришелся расцвет искусства в Венеции. Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476—1510 г.), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт».

Мадонна в гроте (Леонардо да Винчи)
Мадонна в гроте.
Леонардо да Винчи.

Диспута (Рафаэль)
Диспута.
Рафаэль.

Юдифь (Джорджоне)
Юдифь.
Джорджоне.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.