Результаты конкурса

Е. А. Ознобишин к И. И. Шишкину от 22.11.1862 г.


[Петербург]. 22 ноября 1862

Любезный вятчанин и дорогой художник Иван Иванович!

Насилу-то мы собрались написать к тебе, долго, очень долго собирались, но лучше поздно, чем никогда.

Павел Павел и Гиничка1 поручили мне написать тебе о результате конкурса и академических деятелях.

Джогин прогрессивно написал плохую вещь, за что и выгнан из Академии "За неуспех в искусстве", у Гине вещь была недурна очень2, но не окончена, и он имел сильных конкурентов — Суходольского3 и Дюккера4.

У Суходольского5 вещь очень простая и обещающая из него отличного художника, сила света, рисунок кустов — и все, очень хорошо... так что, если бы не настоящее безденежье, то он бы перебил и Дюккера, но все-таки его Академия отправляет на год за границу к Ахенбаху6, а после он будет опять писать на золотую — манера у него совершенно своя.

1-я золотая у Дюккера, пейзажи, в особенности бережок речки — великолепие!!! Так что, по мнению знатоков искусства, — с натуры лучше и писать нельзя.

Весь этюд написан alla prima.

Деревья его отличаются необыкновенным рисунком и вкусом. Теперь он пишет скотный двор — и фигуры пишет, как сценист, а животных, как Поль-Потер. Общее мнение критиков выражается об Дюккере так: с тех пор как существует Академия — не было еще такого великого пейзажиста, как Дюккер, и если он будет так же выражать мотив, как пишет с натуры, то Европа увидит пейзаж, достигший самого великого развития.

Мнение очень верное!!! И человеку только 20 лет.

Некоторые пейзажисты утешают себя тем, что Дюккер умрет в молодых годах — по примеру всех великих людей.

За ним следует Орловский7, 20 лет, из Малороссии.

Боголюбов8 об нем говорит, что Ахенбах лучше не напишет этюдов, — а Орловский всего занимался 2 года.

Вележев9 пошел назад и взял множество заказов.

Перов выставлял своих попов10 — и через 24 часа по Повелению было снято, но, несмотря на то, критика разобрала сюжет подробно и признала его 1-м юмористом России; он теперь женится и в январе будет в Германии.

Из новых программ замечательна Мясоедова 1-я золотая — Гришка Отрепьев11.

Риццони получил 1-ю золотую12 за мастерскую светопластику. Боголюбов поехал за границу, в Египет — и Джогин все собирается доказать миру его великое значение.

Гине отказано по годам — 31 год.

Устав в Академии изменен — 1-е золотые медали будут даваться через 2 года и в количестве только 4 медалей по всем родам, то есть по 2 медали на год.

От пейзажистов требуют перспективных видов и фигур. В 64 году у нас юбилей13.

Маковский получил 2-ю золотую — и вещь его выходит из ряда обыкновенных14.

Эрасси15 получил профессора за тот пейзаж, который был на выставке редких вещей. Граф Кушелев-Безбородко16 умер и отказал Академии всю свою галерею — 300 картин на 1 миллион серебром.

На всемирной выставке по Русскому отделению признаны лучшими пейзажи Лагорио, Лебедева и Щедрина. История — Чистякова, жанр — Якоби Разносчик, из портретов — Кипренский, Левицкий, поставленные наряду с Вандиком17 и Рейнольдсом18.

Микешин за свою статую Екатерины 2-й19 получил большую золотую медаль (на всемирной выставке), а за свой монумент тысячелетия — пожизненную пенсию 1200 р[ублей] в год и мастерскую в Академии. Также ему отдана работа в храме Спасителя. Пименов объявил против него крестовый поход.

Я же нынешнее лето ездил на минеральные горько-соленые воды, и горло у меня совершенно прошло. Был также ненадолго на Волге, заезжал к Грибовскому20 и проводил его за границу, в Милан, к дяде. У Бекетова21 был, и он тебе кланяется.

Картин на выставке не покупали, ибо кризис все еще продолжается.

В России у нас все спокойно — тишь да гладь, да божья благодать. Крестьянский вопрос покончен, и теперь вводится английское судоустройство. Суд присяжных и гласность, чиновники все вон — откупа уничтожены. Предоставлено право всем рыть золото и торговать солью. Купеческие гильдии уничтожаются, а также и телесное наказание. Так что, когда ты вернешься, то уже не узнаешь многого. Прощай. Жму твою руку и прошу тебя передать Якоби мою записку.

Твой Ознобишин. [...]


1 П.П.Джогин и А В.Гине.
2 Речь идет о пейзаже Гине "Буря на Валааме".
3 Суходольский Петр Алексеевич (1843—1903) — живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств. В 1864 г. получил звание классного художника первой степени, в 1878 г. — академика. На академической выставке 1862 г. экспонировал "Этюд с натуры в Дубках".
4 Дюккер Евгений-Густав Эдуардович (1841—1916) — живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1859—1862). С 1868 г.— академик, с 1873 г. — профессор. Преподавал в Дюссельдорфской Академии художеств.
5 Рядом помещен очерченный набросок пейзажа.
6 Ахенбах Андреас (1815—1910) — немецкий живописец. Пейзажист и маринист. Учился в Дюссельдорфской Академии художеств, с 1846 г. преподавал в ней. С 1861 г. — почетный вольный общник Петербургской Академии художеств.
7 Орловский Владимир Донатович (1842—1914) — живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1861—1867). В 1867 г. получил звание классного художника первой степени, в 1874 г. — академика, в 1878 г. — профессора.
8 Боголюбов Алексей Петрович (1824—1896) — живописец. Пейзажист, автор батальных картин из истории русского военного флота. Учился в Академии художеств (1850—1853). В 1853 г. получил звание классного художника первой степени, в 1858 г. — академика, в 1860 г. — профессора.
9 Вележев Дмитрий Васильевич (1841—1867) — живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1859—1866). В 1866 г. получил звание классного художника третьей степени. В 1862 г. на академической выставке экспонировался его пейзаж "Вид из Рязанской губернии, в имении Боголюбова".
10 Имеется в виду картина Перова 1862 г. "Крестный ход на Пасхе".
11 Речь идет о картине Г.Г.Мясоедова 1862 г. "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе".
12 Риццони Александр Антонович (1836—1902) — живописец. Жанрист, портретист. Учился в Академии художеств (1852—1861). В 1861 г. за картину "Продажа с аукциона" получил большую золотую медаль. С 1862 г. — академик, с 1868 г. — профессор.
13 Столетие Академии художеств было 4 ноября 1864 г.
14 К.Е.Маковский получил малую золотую медаль за картину 1861 г. "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова".
15 Эрасси Михаил Спиридонович (1823—1898) — живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств. В 1852 г. получил звание классного художника третьей степени, в 1857 г. — академика, в 1862 г. — профессора.
16 Кушелев-Безбородко Николай Александрович (1834—1862) — граф, любитель искусств, коллекционер, почетный член Академии художеств, завещавший Академии галерею картин и статуй для "составления постоянной публичной выставки" (Журнал собраний Совета Академии художеств от 22 августа 1862 г.).
17 Дейк, Антонис ван (1599—1641) — фламандский живописец. Портретист, автор произведений на религиозные и мифологические темы. Ученик Рубенса.
18 Рейнольдс Джошуа (1723—1792) — английский живописец. Портретист.
19 Микешин Михаил Осипович (1835—1896) — живописец и скульптор. Баталист, иллюстратор, автор проектов памятников. Учился в Академии художеств (1852—1858). С 1869 г. — академик. В 1862 г. ему была поручена работа над памятником Екатерины II, который был открыт в Петербурге в 1873 г. Ознобишин имеет в виду проект этого памятника.
20 Грибовский Н.Ф. — казанский землевладелец.
21 Бекетов В.Н. — владелец имения "Шмелевка" Казанской губернии, Спасского уезда.



Предыдущее письмо

Следующее письмо


Тевтобургский лес.1865

Вид в окрестностях Петербурга. 1856

Полдень.В окрестностях Москвы.1869



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.